Родина и окрестности
Главная  

Анастасия Корня. Деньги "Родины": итоги политического года. Самые дорогие статьи расходов партии – содержание руководства и столичные съезды

22 июля 2005

«НГ» продолжает подводить итоги политического финансового года. Отчет партии «Родина» о доходах и расходах пока не вывешен на сайте Росрегистрации, однако «НГ» удалось познакомиться с этим документом. Среди прочего оказалось, что большую часть региональных избирательных кампаний прошлого года партия провела помимо официального бюджета.
Выяснились и другие любопытные подробности, подтверждающие некоторые общие закономерности отечественного партийного бытия. Подобно остальным общественно-политическим объединениям, «Родина» продемонстрировала резкое падение капитализации сразу после выборов. Если бюджет структуры в 2003 году составлял почти 102,5 млн. руб., то в 2004 поступления партии сократились вдвое – до 50,5 млн. руб.
Зато не изменилась система финансирования: если верить официальной отчетности, то десяток-полтора предприятий средней руки, вроде ОАО «ГИВЦ Москвы» или ООО «Неовертекс» могут успешно содержать средней руки политическую партию, щедро жертвуя на ее счет от девяти с «копейками» до 1,5 млн. руб. Частные пожертвования обогатили партию всего на 2 млн., из федерального бюджета (напомним, за каждый полученный на выборах голос государство платит 50 коп.) «Родина» получила 912 тысяч, а вступительными и партийными взносами собрала всего 13 тысяч. Спонсоры партии – это люди, которые разделяют ее основные идеологические приоритеты и ценности, пояснили «НГ» в пресс-службе «Родины». Там отмечают, что есть и другие представители среднего и крупного бизнеса (не олигархи), которые готовы перечислять средства из своих чистых прибылей для поддержки партии. В «Родине» нет обязательных членских взносов, но тем не менее среди членов партии есть достаточно состоятельные люди, которые помогают ей материально.
Любопытно, что структура расходов партии резко изменилась: если в год федеральных выборов почти весь бюджет партии был потрачен на избирательную кампанию (97 из 102 млн.), то уже в следующем году одной из главных статей расходов стало содержание руководящих органов – 15,6 млн. руб. Для сравнения – на содержание региональных отделений партии ушло 19 млн. Зато на съезды и партийные конференции потратили почти в 2 раза больше, чем в предыдущем году, – почти 5,5 млн. Как принято у российских политиков, тратили в основном в Москве: региональные мероприятия стоят считаные копейки. Так, если четвертый съезд партии обошелся почти в три миллиона, то партконференция в Приморском крае стоила всего тысячу рублей.
Примечательно, что подобный расклад сохраняется и во время выборов: на 14 региональных избирательных кампаний, в которых «Родина» участвовала в 2003 году, по ее же собственным данным, было потрачено всего 4,3 млн. руб. – даже меньше, чем на съезды. «Существует базовая цифра, исходя из которой политтехнологи оценивают стоимость кампании, – пояснил «НГ» руководитель департамента аналитики группы компаний «НИККОЛО М» Станислав Радкевич. – Один избиратель – один доллар. Это значит: для того, чтобы провести современную выигрышную кампанию, нужно быть готовым потратить в среднем столько долларов, сколько в округе избирателей. В том случае, если возникают факторы, которые мешают вам – административный ресурс, ограниченные сроки, сильный противник – возникает повышающий коэффициент и стоимость может вырасти в три-пять раз. Но если эти факторы работают на вас, стоимость может и уменьшиться».
Напомним, что со следующего года «ставки финансирования» партий резко увеличатся: сейчас партии платят по 50 копеек в год за один набранный на парламентских выборах голос. После 1 января 2006 года будет уже по 5 руб. за голос. Таким образом, по подсчетам аппарата Госдумы, «Единая Россия» будет получать 115 млн. руб., КПРФ – 38 млн., ЛДПР – 35 млн., «Родина» – 27 млн. руб. в год.

Источник: Независимая газета

                
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
ИЭГ "Панорама" при поддержке Henry M. Jackson Foundation